Chapaevec (voencomuezd) wrote,
Chapaevec
voencomuezd

Categories:

"Левиафан"



Ура, я посмотрел "Левиафан"! Сразу говорю - кино не без недостатков, но в целом неплохое.

Для начала о т.н. "чернухе". "Левиафан" имеет интересную судьбу - огромное количество людей стало ругать его еще ДО того, как он появился. Причем они абсолютно серьезно заявляли: "Не читал, но осуждаю!" И это ставит в тупик. На каких основаниях можно судить о фильме еще до просмотра. По-моему, на основании трех вещей - знакомства с предыдущим опытом режиссера, репутации фильма и знакомства в тематикой (т.е., является ли фильм очередным представителем хорошо известного жанра).

Ничто не дало мне оснований быть уверенным, что Звягинцев сделает плохой фильм с "чернухой". Во-первых, Звягинцев снял действительно хорошие "Возвращение" и социальную драму "Елена", в которых показал неплохой сценарий и неплохую режиссуру. Во-вторых, репутация фильма сложиться не успела и желающие узнать о нем имели только два источника: положительные - в основном от тех, кто просмотрел, и отрицательные - в основном от тех, кто НЕ смотрел. Последние изрекали доводы, которые иначе как тупыми не назовешь - дескать, там все пьют, бухают, грязь, говнище, коррупция! А как известно, в России нет поголовного пьянства и коррупции, это все проискизападаигосдепа!!!!111адин.

Такой вал разоблачительной ругани, граничащей с пропагандой, неминуемо наводил на мысли, что кто-то врет. Тем более, что такие фильмы как "Особенности национальной охоты" или там "Брат" никто не третировал за чернуху. Так и вышло. После просмотра фильма могу официально заявить - фильм не принадлежит к чернушному артхаузу. Да, определенные следы этого там заметны, но в целом эта тема там весьма далека от основного содержания.

Сразу по пунктам. В игре есть два сеттинга: вполне нормальный провинциальный райцентр (уж куда лучше того, в котором я жил) и полуубитый поселок на Крайнем Севере, где раньше был рыбхоз. На Крайнем Севере я не жил, как там выглядит действительность, знать не могу. Видимо, на то расчет режиссера и был. В целом поселок выглядит куда более убитым, мрачным и чернушным, но после поездок в деревню, где у нас сохранились колхозы, которые после приватизации выглядят так, как будто по ним война прошла, это не особо впечатляет.

Главгер, согласно отзывам новоявленных борцов за прафффду, "алкоголик, матерщинник и бьет своего сына". Окей, по пунктам.

Водка в фильме возникает раз 7-8. Из них почти все - сюжетно обоснованно. Сначала мэр выпивает с иереем. Потом главный герой пьет, узнав, что его лишают его кровно заработанного дома. Потом он с компанией выпивают на шашлыках. Потом уже водка действительно возникает чаще, когда главгер теряет дом и жену и элементарно спивается. Да, некоторая клюква тут заметна, поскольку в фильме часто пьют без закуски и почему-то всегда одну-единственную марку, а под конец главгер пьет даже из горла, не косея. Но в целом это крайне далеко от образа алкоголизма и назвать водку полноправным участником сюжета сложно. В ДМБ и то больше пьют.
Главный герой Коля - автослесарь, человек простой, горячий, любящий острое словцо. Мат в фильме поэтому присутствует, но в целом в пределах нормы. Почти так в жизни и говорят. А то и больше. Не верите - посетите любую школу.
Сына Коля бьет в фильме ОДИН раз. По затылку, когда тот хамит мачехе. Все.

Отношения и быт героев в целом реалистичны, хотя некоторые моменты вызывают сомнения. Например, обычай ездить за 100 км, чтобы пострелять по бутылкам из коллекции ружей, гораздо больше распространен на Западе, чем у нас. И несколько необычно при этом видеть стрельбу из калаша - пусть даже от офицера ДПС. Могли бы хоть Сайгу вставить... Также заметно некоторое сгущение красок в поведении ментов, в быте общаги и так далее. Но в целом, все показанное на экране, вполне соотвествует действительности и такие моменты, что называется, "в пределах нормы".

Что касаемо темы того, что сюжет построен на борьбе с мэром-коррупционером, то меня дико развеселил громкий ор критегов: "НИ-ФСЕ-МЭРЫ-Ф-СРАНЕ-ВАРУЙУТ!" Поскольку в фильме ни о какой общей картине не говорится. Показан абстрактный мэр-коррупционер абстрактного провинциального городка. Скажете, что это фантастика?

[Необъяснимая цель случайностей...]03.09.2014. Отбывающий условный срок бывший мэр Южноуральска Владимир Гора пытается через суд вернуть половину прав на ресторан «Солнечный» в центре города, полученные им в виде взятки за выделение земельного участка.

08.05.2014. Экс-мэр города Спас-Клепики Руслан Щепелев был приговорен 24 мая 2012 года к штрафу в размере 38 млн руб. за то, что участвовал в передаче взятки за незаконное отчуждение муниципальной недвижимости руководителю Клепиковского района Олегу Архипочкину. Тот согласился сделать это за 6,5 млн руб., а при получении части этих денег – 3 млн руб. – Щепелев и был задержан в июне 2010 года.

03.07.2013. Полиция изъяла 500 тысяч долларов во время обыска в квартире мэра Ярославля, заподозренного во взяточничестве, сообщил РИА Новости представитель пресс-центра МВД РФ.

25.12.2014. 25 декабря состоялось апелляционное слушание дела бывшего мэра Астрахани Михаила Столярова. В результате прений срок чиновника-взяточника сократился на год. В суд мужчина попал после того, как следователи выяснили, что Столяров вымогал деньги у бизнесмена Константина Хвалыкина, который обратился к нему за разрешением построить на муниципальной земле административное здание. «Помощник» за содействие потребовал 10 миллионов рублей и долю в 25,1% уставного капитала предприятия.

13.07.2011. Глава Бийска Анатолий Мосиевский признан виновным в превышении должностных полномочий с причинением ущерба на сумму более 9,5 млн рублей. 13 июля мэру назначено наказание в виде трех лет лишения свободы условно, после вступления приговора в силу он должен оставить пост.


В общем, из одного этого понятно, чего стоит "критика" фильма, захлестнувшая своим вонючим потоком весь интернет. А потом эти люди обижаются, когда на них рисуют карикатуры.



Ну, а теперь собственно о фильме.

Для начала - это оказался не артхауз (хотя и это там есть), а вполне традиционная социальная драма. Сюжет прост и незатейлив. Слесарь Коля, скопивший себе немалым трудом дом и участок на побережье моря где-то на Севере, вынужден отдать все по дешевке местному мэру. Он пытается с помощью друга-адвоката отбиться от коррупционеров, но это не помогает, постепенно он теряет все - дом, работу, любимую жену, а наконец и свободу. И заканчивается все очень грустно. Даже хуже чем у Химейера, который красиво отомстил всем перед смертью.

Первый час фильма мне весьма понравился. Это была вполне нормальная социальная драма. Все было вполне по делу и достаточно реалистично. В некоторых моментах Серебряков был так убедителен, что я даже поражался, как же он похож на знакомых мне людей. Конечно, час был не без недостатков, были некоторые странноватые моменты, кое-где убедительность была пониже. Был не совсем ровный монтаж - где-то камера зависает на восемь секунд, где-то наоборот, резко переводит к следующей сцене. Есть много затянутых сцен, но большинство из них все-таки обоснованы, например, длинное зачтение приговора по делу главного героя - хочешь не хочешь, а вслушиваться придется, чтобы понять суть дела. Поэтому в целом и общем все было вполне терпимо и уж никак не достигает накала бредовой артхаузщины.

Актеров подобрали достаточно неплохо. Вдовиченков впервые вызвал интерес со времен "Бумера", да и роль ему досталась приличная, было что играть, персонаж достаточно любопытный. Серебряков играет, как всегда, то есть, на уровне. В роли этакого простого парня он был хорош. Я уже говорил, что я узнал в его образе реальных людей и мне, знаете, этого достаточно.



Неплох был и его сын Ромка (забавно было узнать в нем пацана из первых "Ёлок"). Роману Мадянову пришлось тяжелее, так как ему достался абсолютно отрицательный персонаж и первые три сцены он раздражал своей плоскостью, вызывая воспоминания о пьяном генерале из "Цитадели". Но стоило ему протрезветь - и он выдал чуть ли не лучшую роль в фильме. Второстепенные герои не блистали, но играли вполне реалистично. В целом, положа руку на сердце, скажу - актерский ансамбль сыграл вполне достойно. Не гениально - но достойно.

К сожалению, после первого часта стали проявляться недостатки фильма. Если до этого он отличался продуманным и вполне четким сюжетом, то потом его стало как-то мотать. Прежде всего, абсолютно невнятной оказалась ключевая сцена фильма - когда друг Коли переспал с его женой, что и привело к конфликту. Понятно, что авторы хотели вложить личную драму в довесок к социальной, но получилось это невнятно. Мотив произошедшего остался абсолютно за кадром, а такие вещи в серьезном кино нельзя допускать. Сюжет тоже стал буксовать - абсолютно непонятная сцена в подвале, не имеющая мотива, нераскрытая смерть жены Коли Лии. О последнем надо сказать особо. Ее линия вторая по значимости в фильме и на ней держится почти вся вторая половина фильма, но линия эта откровенна не удалась. Сценарий ее раскрывает весьма слабо. Сам персонаж очень плохо проработан, у Лии нет не только образа, но даже нормального количества диалогов.
Наконец, роль эта досталась откровенно неважной актрисе, в основном проходившей без смены выражения лица.



В общем, тут очевидный провал, который откровенно вредит картине. Вдобавок, что весьма важно, с основной, социальной темой сюжета, эта линия почти не связана.

Также во второй половине фильма все чаще стали возникать чисто артхаузные сцены. Тут будет все. И планы на равнодушное северное море. И крупный план на лежащие в воде столетние лодки. И скелет кита, не имеющий никакого отношения к сюжету, в качестве некоего символа Левиафана - государства, которое давно уже умерло, а вместе с ним и порядок. И крупный план на выпотрошенную рыбу на конвейере, символизирующую пустоту нашего бытия. И уничтожение металлической лапой экскаватора дома главного героя. И сидение подростком в давно разрушенной церкви. Все это, в общем, пережить можно, тем более, что планы почти всегда статичные, но если бы вырезать все это, фильм ничего особенного не потерял.

Смысл второй половины фильма состоит в том, что режиссер попытался запихать туда СПГС, взятый из легенды об Иове. В Библии рассказывается, как жил такой праведник Иова, которого добрый боженька решил испытать и наслал на него все мыслимые несчастья. Иова сначала терпел, как положено тупому терпеливому христианину, а потом возопил (этот момент христиане афишировать не любят). Тогда Бог лично явился ему и вернул всего вдвое.

Плоская сказочка для глупых детишек, как, в общем, верно отметил Коля. Так что и смысл этой притчи, в метафорическом виде изложенный в фильме, весьма неоднозначен, на что, видимо, режиссер и рассчитывал. Коля действительно ни перед кем не провинился, он совершенно не виноват в том, что получилось и абсолютно непонятно, почему он должен страдать от всех этих несчастий. Религия скажет, что все происходит по воле бога. И режиссер вполне прозрачно дает понять, как зовут его бога - рядом сцен фильма, где мэр разговаривает с иереем, который читает ему суровую лекцию о власти земной и небесной, а в финале фильма произносит длинную проповедь о том, как надо жить в православном государстве. Какой герой этот самый иерей - пусть каждый сам увидит.
Так поднимается третья и последняя тема фильма - связь нынешнего государства и нынешней религии, которая давно уже стала фактом. который бесполезно игнорировать. Смысл этих сцен не так уж сложен и вполне прозрачен, для тех, кто хочет над этим поразмышлять. И судя по вою вокруг фильма, кто посмотрел, тот понял, в кого режиссер метил.
Другой вопрос, насколько вообще социальная тема должна соотноситься с религиозной. Один из рецензентов вполне резонно заметил:

"Чиновничья мафия – отнюдь не наказание Божие, с ней в силах управиться сам человек. Библейский масштаб тут ни к чему, разгул преступности и борьба с ней – наше дело, которое совсем незачем пускать на Божье произволение".

Итак, подытоживая, отмечу, что фильм соединяет целых три линии - социальную, личную и реигиозную, каждая изкоторых удалась по-разному, а потому фильм как единое композиционное творение явно не удался. Подтверждается в очередной раз, что для хорошего фильма нужен сценарий, сценарий и еще раз сценарий. Главная проблема - откровенные сюжетные непроработки и ряд артхаузных затянутостей, которые можно было бы выкинуть и вместо это проработать лучше персонажей. Но в целом фильм получился достаточно добротный. Во-первых, в нем хорошие актеры, адекватный сюжет, старательная стилистика. Во-вторых, в нем действительно есть вполне определенно выраженная идея, которая, несмотря на некоторые артхаузные заморочки и отсылки к религии, вполне прозрачна и ставит перед зрителем вполне серьезные и насущные вопросы, тесно связанные с жизнью. Фильм в итоге далек от того, что требует сейчас создавать 21 век и до гениальности ему очень далеко. Но все же фильм, как старательная вещь, действительно многослоен и неоднозначен. Пусть каждый сам посмотрит фильм и сделает из него вывод.

Цепанул ли фильм лично меня? Да, за время просмотра он меня цепанул и даже не раз. И какой вывод сделал из фильма я?

А я лично подумал, что сюжет с отъемом собственности - это самый привычный сюжет российского кино еще с 90-х. 20 лет назад герои фильма "Любить по-русски" в ответ на попытку отнять у них ферму устроили ополчение и даже достали пушку времен войны из болота. 17 лет назад герой фильма "Ворошиловский стрелок" взял винтовку и жестоко наказал молодых ублюдков, надругавшихся над его дочерью. В 2007 году герой дешевого фильма "Кремень", бывший провинциал, осевший в Москве, устроил бойню продажных ментов для собственного благополучия. Сейчас же, после Манежки, Болотной и Майдана, когда любая попытка восстания это - работа на Госдеп-Майдан-Америку, героя хватило только на то, чтобы во время ссоры с мэром пойти за ружьем, да и то спьяну. Больше он ничего сделать не смог, и Левиафан его легко и равнодушно сожрал. И в этом смысле фильм, безусловно, событие, как пример того, как отражается наша действительность в кино.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 22 comments