Chapaevec (voencomuezd) wrote,
Chapaevec
voencomuezd

Categories:

Сойка-пересмешница - символ революции!

Прочел-таки. А ведь не хотел, думал, современный масскульт ничего серьезного уже не способен создать.

Суть известна всем - после некоего неописанного апокалипесеца США разваливаются и остаются столица жирующих капитолистов в Капитолии и 13 дистриктов, которые на них пашут. Дистриктам не нравится угнетение, они поднимают восстание, но их давят напалмом, а в наказание заставляют посылать по два ребятенка из каждого на Голодные Игры; массовую драку на выживание на Арене. Последний получает все. Так идет 74 года, пока СССР не развалился не возникает новая Мэри Сью девушка Китнисс, которой на пару с земляком удается не только победить, но и, завоевав симпатии публики, заставить Капитолий сохранить жизнь обоим. А так как дистрикты уже накушались угнетения, то они выбирают победительницу главарем революционного движения. И все заверте...

Идея, понятное дело, не новая, при желании можно назвать сотню похожих произведений, начиная с Повелителя мух. Понятно, что это никакая не антиутопия. Что это за антиутопия, которая, за исключением Игр, более-менее адекватно копирует современный мир? В нашем мире за пение неправильных песен прилюдно расстреливали меньше ста лет назад. А кое-где и сейчас расстреливают.

Мне одному, кстати, кажется, что Президент с Ботоксом в книге появился не случайно?

Потом появляется сам мужчина, сидящий за столом. За его спиной ниспадает флаг, на лацкане блестит свежая белая роза. Мне кажется, что над ним недавно хорошо потрудились — губы у него пухлее, чем обычно. А его подготовительной команде нужно использовать поменьше румян.

Правда, бесконечные метания между нордически стойким красавцем Гейлом и просто клевым парнем, мечтой каждой девушки Питом  - это уже явный ход, заимствованный у "Сумерек". Как и местами истеричное поведение ГГ, которую все, тем не менее, любят и помогают ей, хотя грубости в ней с лихвой. В общем, рассчитано на подростков, один сказ. И тем не менее, книга мне понравилась. Да, много неправдоподобности и "допущений", как в описании мира, так и в поведении и мотивации персонажей. Ну так тут у нас, по существу, сказка для подростков, чего вы хотите, поэтому уровень ляпов вполне допустимый. Да, есть неровность стиля, динамики, много жестоких сцен, откровенно кинематографических приемов, как будто и писалось в расчете на экранизацию - но по сравнению с тем, что сейчас пишут другие, это еще вполне себе читабельная и даже интересная книга.

Третья часть, конечно, самая необычная, мало чем напоминающая первую. В первых двух сюжет, по сути, одинаков: подготовка к Играм - сами Игры, плюс любовный треугольник на заднем плане, интриги правительства и страдания ГГ. А третий - это политический боевик о борьбе за свои идеалы с жутким Капитолием, в котором мысленная каша в голове ГГ умножена на 10, а любовный треугольник за ненадобностью жестоко сломан. Представляю, как охренели деффачки, когда прочли такое))

Ну, а нам, суровым мужикам, изучающим классовую борьбу, это по нраву. Тем более, чем по меркам современной литературы, особенно американской, там дейстительно заложены неплохие политические смыслы. Нищета и голод бедных шахтеров описаны натурально, не как у Эмиля Золя, конечно, или там Диккенса, но для подростко неплохо. На этом фоне жирующий Капитолий, конечно, вызывает острое неудовольствие. Которое смягчает то, что сами капитолийцы - люди как люди, вообще-то, просто привыкли к таким жестокостям. О том, что угнетать людей нехорошо, отнимать еду нельзя, давать учиться и лечиться благо - говорится не раз и не два. Уже плюс.

А когда доходит до Дистрикта-13, который единственный смог противостоять столице в тайном сопротивлении - становится еще веселее. Если Капитолий со своими барами и рабами напоминает Дрений Рим, то 13-й Дисктрикт это что-то вроде Спарты. Зис из СПАРТААААА! Трудповинность, жесточайшая дисциплина, всеобщее распределение, строго нормированный паек и т.д. Хотя сама по себе книга ни разу не коммунистическая, трудно отделаться от ассоциаций с соцстранами, противостоящими капиталистическому окружению. Даже Лурк конкретно просрался по этому поводу: "Данный высер может спокойно претендовать на изучение в рамках марксизмо-ленинизмо-клизмо-капитализму". Правда, "коммунистическим" Дистрикт-13 можно считать разве что как Камбоджу при Пол Поте -  жесткое распределении еще не коммунизм. Но оно и понятно, у него не было иного способа выживания после массовой бомбежки капитолийцев. Кстати, война Капитолия с Дисктриктом-13 вообще напоминает знаменитую "холодную войну". А что еще надо подумать, когда две кардинально разные державы с ядерным оружием договариваются о ненападении?

Но даже в этом Дистрикте есть свои политические интриганы и несправедливости и видно, конечно, что при всей честности общественных отношений (честно работаешь - получаешь честную пайку) это, хотя и лучше жирующего Капитолия, но все же не идеал. Свобода должна быть сытой и обеспеченной, а не на нормированном пайке. От социализма как честного способа распределения - к коммунизму как удовлетворению интересов трудящихся! Похвально, что это даже в Америке некоторые понимают.

Да и революция, показанная 3-й части, иногда просто берет за душу классово верными сценами. Особенно мне приглянулось вот это:

По стандартам прочих дистриктов, здесь Капитолий баловал жителей. Даже по виду местных мятежников можно сказать, что их явно кормили на порядок лучше, и в детстве они не страдали от недостатка внимания. Многие были шахтерами или работниками каменоломни. Остальных же подготавливали к работе в Орехе или отправляли на обучение Миротворцам. Их тренировали смолоду, и потому они были почти несокрушимы. Голодные Игры предоставляли им шанс разбогатеть и прославиться. И конечно, люди во Втором проглатывали пропаганду Капитолия куда легче, чем все остальные. Они спокойно принимали свою участь. Но несмотря на все это, к концу дня они оставались такими же рабами, что и были. И если это не было очевидно для тех, кто мог работать Миротворцами или в Орехе, это было вполне очевидно для каменотесов, которые составляли здесь основную часть сопротивления. Сейчас, как и две недели назад, когда я сюда приехала, здесь было полное затишье. Крайние деревни в руках мятежников, город разделился на два оппозиционных лагеря, а Орех стоит нетронутый, как и всегда.

Эх, как многое мне напоминает такой порядок...
Вот за это я могу спасибо сказать авторше. За то, что не превратила конец истории в бесконечный экшн со слащавым хэппи-эндом, а описала нехилую и даже логично развернувшуюся революцию. Благодаря этой неоднозначности и простоте книга, как ни странно, со всеми своими "допущениями" даже более реалистична, чем классические антиутопии, где описываются "идеальные" антиутопии - лишающие людей эмоций, фантазии, знаний, но не продуктов собственного труда, как в реальности.

Вдобавок Сьюзенн верно показала, что революционеры вовсе не обязаны быть хорошими людьми - Китнесс ведь Дистрикт-13 тоже не слишком нравится и она для него скорее инструмент, а в борьбу лезет уже скорее ради мести, чем свободы. Но тем не менее даже из книги видно, что дистрикт-13 должен победить не потому что он хороший, а потому что Капитолий плохой. Как, собственно, и в реальной жизни.

Можно сказать, конечно, что творящееся в третьей части это бесконечный поток закручивающегося шкабздеца, но меня это не взволновало. Поскольку бесконечный поток закручивающегося шкабздеца - это тренд всей современной фантастики. Я до сих пор удивляюсь, как современные фантасты могут накрутить огромное количество действия и экшна без внятной идеи, а то и сюжета. Привет Чарльзу Строссу, Нилу Стивенсону, Дэну Симмонсу и прочим. У Коллинз хотя бы мысли годные есть. И экшн хоть и сухой, как бухгалтерский отчет, но по сравнению с "живым комментированием" Стивенсона, который считает своим долгом описать каждое движение персонажа в драке, читать это можно без напряга.
Логики действий персонажей касаться не будем, ладно, если бы я поубивал кучу людей в 16 лет, я бы тоже не знаю, каким бы стал.

Было, кстати, очень забавно читать отзывы на экранизацию, где отмечались успехи сценаристов, поскольку все, сказанное в рецензиях, относится к книжному оригиналу, а вовсе не стараниям сценаристов. И слава богу, наконец-то экранизации без отсебятины.

Конечно, книга не самая серьезная и глубокая, на уровне, может, "V значит вендетта", но все же учит правильным вещам. Так что по мне пусть лучше подростки читают такие книги, за неимением новых Джанни Родари, чем всяких там Дивергентов. При всех недостатках, она учит простым и хорошим вещам, которыми должен отличаться каждый революционер:

- помни, каждый, кто ест заработанный тобой и твоими соратниками по классу хлеб, преступник.
- всегда будь готов пожертвовать жизнью ради товарища.
- всегда будь готов переступить через личное ради общего.
- равный социалистический паек - лучше маленького капиталистического пайка! Богатый коммунистический паек - лучше равного социалистического пайка!
- всегда надо добиваться свободы и борьбы с угнетением, пусть даже это будет стоить вырезания целых городов, смерти близких, гражданской войны, геноцида, голода и апокалипсиса, в то время как при диктатуре у тебя был кусок хлеба, ночлег и "стОбильность".
- грамотная агитация во время революции - уже половина выигранной победы!
- если кто-то мешает тебе бороться против угнетения - убей его! Даже если это соратник по классу.
- но все же убивать соратников по классу массово некрасиво. Помни - простые трудящиеся обмануты своими хозяевами! Главный враг всегда - капиталист!

— Когда сегодня вечером я видела, как рушится гора, я подумала… они снова сделали это. Заставили меня убивать вас — жителей Дистриктов. Но почему я делала это? Между Дистриктом-12 и Дистритом-2 не было боевых действий, кроме одной, навязанной нам Капитолием, — парень непонимающе хлопает глазами.
Я опускаюсь перед ним на колени, мой голос низок и взволнован.
— А почему вы сражаетесь с повстанцами на крышах? С Лайм, которая была вашим победителем? С людьми, которые были вашими соседями, может быть, даже вашей семьёй?
— Не знаю, — говорит мужчина.
Но не отводит от меня ствол.
Я встаю и медленно поворачиваюсь, обращаясь к пулемётам.
— А вы, там наверху? Я из шахтёрского городка. С каких пор шахтёры обрекают на такую смерть других шахтёров, а потом помогают убивать тех, кто сумел выползти из-под обломков?
— Кто враг? — шепчет Хеймитч.
— Эти люди, — я показываю на израненные тела на площади, — не враги вам, — я резко поворачиваюсь в сторону вокзала. — Повстанцы — не враги вам! У всех нас один враг, и это Капитолий! Это наш шанс положить конец его власти, но, чтобы сделать это, нам нужен каждый житель Дистрикта!
Камеры снимают меня крупным планом, когда я протягиваю руки к мужчине, к раненым, к упрямым повстанцам через Панем.
— Пожалуйста! Объединитесь с нами!


P.S. "Система" уже распознала опасность! Еще нужны доказательства того, что книга достойная?

Тайских студентов арестовали за жест из "Голодных игр"

На стенах сожженных мегамоллов и окруженных полицейских участков повсюду появились символы сойки-пересмешницы и пафосные цитаты (там их много) из фильма. Т.е. американскими протестующими игнорируется основное политическое сообщение и они используют фильм как более общую метафору восстания против Империи как таковой. Точно так же, как в Гонконге используют увиденное в фильме запрещенное приветствие («форк салют», придуманный лево-радикалами в 1960ых и превратившийся позже в панковский лозунг «Ешь богатых!») как новый жест сопротивления в любой стране планеты.
Tags: революционное творчество
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 6 comments